21.11.2018
Итоговое
сочинение (изложение)
Письмо
Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов,
рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в
2021/22 учебном году
1. Методические рекомендации по
организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
2. Правила заполнения бланков
итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
3. Сборник отчетных форм для проведения
итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
Утверждены тематические направления итогового
сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление
и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий
к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный
год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление
нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной,
воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых
впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев,
фантазийных перемещениях во времени и в пространстве,
о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание
дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может
быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом
значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек
на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется,
лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой,
научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике,
позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности
и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника
на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах,
связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном
опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими
проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического
прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали
особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы
позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов»
цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях
развития технологий, о способах достижения равновесия между
материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической
и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки
и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу
и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям,
в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе
к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление»
и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести
их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека
с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно
касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор,
последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие
и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной
точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата
названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная
литература, в которой особое место занимает роман «Преступление
и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения
которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении
различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для
автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные)
предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него
произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное
эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным
опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических
и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный
опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры
из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников,
публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков
и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной
поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается
в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать
о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости
и личной ответственности гражданина, о счастье и долге,
о причинах социальных пороков и способах их устранения,
о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы,
о путях совершенствования общественного и государственного
устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских
вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться
на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности
выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной,
исторической, психологической, философской литературы и публицистики,
обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную
позицию.